(Рязанской епархии Рязанской митрополии), находится в г. Рязань. До нач. XX в. был пригородным и часто именовался Троицким Усть-Павловским ввиду расположения близ устья р. Павловки, притока р. Трубеж.
Точное время основания Р. Т. м. неизвестно. Ранние грамоты обители до Смутного времени, по-видимому, утрачены или по крайней мере не сохранились (Сметанина. 2000. С. 252). Важнейшим источником сведений по ранней истории обители являются писцовые акты. В них мон-рь иногда называется Вердеревским Троицким. Вердеревские были потомками рязанских тысяцких, происходивших от воеводы Ивана Мирославича († кон. XIV в.), к-рый был женат на родной сестре Рязанского вел. кн. Олега (Иакова) Иоанновича. Это дает основание считать, что первоначально мон-рь был частновладельческим, а его основными ктиторами могли выступать представители боярского рода Вердеревских. Согласно платежной книге письма и меры Т. Г. Вельяминова-Зернова, в 1594–1597 гг. обитель находилась «на усть реки Павловой, что на перевозе» в Окологородном стане Рязанского у. По-видимому, материальное обеспечение Р. Т. м. могло идти за счет передачи ему правна часть мыта, к-рое собиралось на перевозе. Помимо этого обитель владела с. Бахмачеево Рязанского у. и одной пустошью (Писцовые книги Рязанского края. Рязань, 1898. Т. 1. Вып. 1. С. 41).
В 1628–1629 гг. в книгах письма и меры К. С. Воронцова-Вельяминова и подьячих Т. Молчанова и М. Семёнова уточнялось, что в Р. Т. м. стояли ц. во имя Св. Троицы и придел, посвященный прп. Сергию Радонежскому «древяна клетцки», а также имелись 2 кельи. Здесь жил строитель старец Симеон, «а братьи нет». В «поле» за обителью было 40 четей пашни «пахано наездом добрые земли», а «сена по речке по Павловке и меж лесу 50 копен»; числилось 20 дес. «лесу непашенного кустарю и дровяного мелково». При этом Р. Т. м. принадлежало право рыбной ловли на р. Павловой «по старине» (Там же. 1900. Т. 1. Вып. 2. С. 734). Это важное указание источника свидетельствует о том, что обитель существовала в 1-й пол. XVI в.
При опросе писцами строитель Симеон отметил, что в Смутное время «крепости на монастырские на ту вотчину в разоренье утерялись», а Р. Т. м. «от войны был в пусте многие лета». Тем не менее к моменту нового описания мон-ря за ним по-прежнему числилось с. Бахмачеево на р. Укарке, к к-рому в пашню была «припущена» пустошь Макошево. В селе находился монастырский двор, в к-ром проживали дворник и 2 монастырских служки. Кроме того, здесь же имелись дворы 4 крестьян и 2 бобылей. Всего за ними было «пашни паханые с наежею, и перелогу, и лесом поросло добрые земли» 355 четей «с осминою» в поле, а «в двупо тому же». На р. Укарке и «межполь» зависимые от мон-ря люди косили 300 копен сена. Для хозяйственных нужд они имели 15 дес. «лесу черного кустарю» и 3 дес. «усадного лесу» (Там же).
Архиеп. Рязанский и Муромский Моисей (в миру Максим) был в сент. 1640 г. в Р. Т. м. на богомолье, 10 июня 1641 г. он ездил в «убогий дом» монастыря, «идучи из города вправо, на отпеванье мертвых» (Денисов.1907. С. 15; Добролюбов. 1884. Т. 1. С. 50); в росписи монастырских вотчин 1678 г. сообщается, что обители принадлежали 2 села близ Переяславля Рязанского (ныне Рязань) — Бахмачеево и Казарь, «а в них всего 25 дворов» (Пискарёв.1854. № 44. С. 114).
В 1724 г. при игум. Варсонофии к Р. Т. м. был приписан рязанский кремлевский Свято-Духов монастырь, который в 1727 г. «отписан», вновь став самостоятельным, а игум. Варсонофий возведен в сан архимандрита и переведен в него настоятелем. В 1733 г. настоятель (1731–1736) игум. Алипий жаловался в Синод, что «строенье монастырское келейное все развалилось, и кровли сгнили», но на ремонт нет средств, т. к. обитель лишилась доходов от вотчины — с. Девичий Рукав (ныне Стародевичье Ельниковского р-на Мордовии), которое в 1702 г. было от Р. Т. м. отписано в Монастырский приказ (ОДДС. Т. 11. Стб. 357). В 1748–1753 гг. в монастыре размещалась Цифирная (Арифметическая) школа, основа Рязанской ДС. В 1764 г., при настоятеле (1763–1769) архим. Мелетии, Р. Т. м. был отнесен к необщежительным обителям 3-го класса с игуменским управлением. По указу от 18 дек. 1797 г. в монастыре была учреждена архимандрития. Однако этот указ был приведен в исполнение лишь спустя почти год; 19 сент. 1798 г. на должность настоятеля был назначен архим. Евграф. В кон. XVIII в. в Р. Т. м. существовала больница, к-рая 9 авг. 1807 г., при настоятеле (1803–1810) архим. Вениамине, указом архиеп. Рязанского и Зарайского Амвросия (Орлина) была переведена в Раненбургскую во имя апостолов Петра и Павла мужскую пустынь.
К нач. XX в. в Р. Т. м. были 2 каменных храма — Свято-Троицкий и Сергиевский. Деревянный соборный храм Св. Троицы к кон. XVII в. обветшал, либо пострадал в пожаре 3 сент. 1647 г., когда «город Переяславль сгорел, и монастыри, и все церкви, и торговые ряды, все лавки и дворы все сгорели» (Добролюбов. 1884. С. 50). На средства стольника И. И. Вердеревского в Р. Т. м. был возведен холодный каменный собор Св. Троицы с приделом свт. Алексия, митр. Московского (позже упразднен), освященный 15 дек. 1685 г. архиеп. Рязанским и Муромским Авраамием († 1708); одновременно мон-рь был обнесен каменной оградой. Свято-Троицкий собор, сооруженный в формах рус. барокко, принадлежит к типу «восьмерик на четверике». Композиция здания предельно проста — основной продольный объем, состоящий из 3-светного храма с 2-светным алтарем и 2-светной трапезной. Световой восьмерик был увенчан 8-дольным куполом, завершавшимся глухим граненым фонарем с луковичной главкой. Значительно вытянутая трапезная заканчивалась папертью. Трехчастная апсида имела сомкнутые своды, соединенные между собой проемами. В 1879 г. рязанский губ. архит. Я. В. Кривцов разработал проект расширения трапезной. В результате в алтаре и в храме были подняты на 5 аршин стены, также на 5 аршин поднят свод, все окна храма были приведены на одинаковую высоту. Т. о., было устроено верхнее помещение трапезы, к-рое в 1913 г. разобрали.
В 1697 г. на средства И. И. Вердеревского в Р. Т. м. была построена ц. св. Иоанна Предтечи, его небесного покровителя, с приделом прп. Сергия Радонежского (Там же. С. 51; Денисов. 1907. С. 15–16). В 1752 г. при игум. Симеоне на средства А. П. Вердеревского, внука И. И. Вердеревского, при ИоанноПредтеченском храме (1697) был построен теплый каменный придел прп. Сергия Радонежского, а в 1780–1785 гг. «вместо него» с вост. стороны Предтеченской ц. сооружен отдельный каменный Сергиевский храм. В 1815 г. при архим. Мелхиседеке (Сокольникове; 1784–1853) Иоанно Предтеченский престол был разобран «по ветхости», но в 1889 г. на пожертвования Д. Е. Юкина сооружен и 12 нояб. того же года архиеп. Рязанским и Зарайским Феоктистом (Поповым) освящен новый одноименный придел Сергиевской ц. После освящения архиерей подарил Юкину икону св. Иоанна Предтечи, «покрытую серебряно-вызолоченной ризой». (ГАРО. Ф. 969. Оп. 1. Д. 19 б. Л. 181 об.).
В 1852 г., при настоятеле (1851–1868) архим. Афанасии (Перепёлкине), на средства А. А. Анзимировой к Сергиевскому храму был пристроен придел в честь Феодоровской иконы Божией Матери; 24 окт. того же года архиеп. Рязанский и Зарайский свт. Гавриил (Городков) перенес в обитель «из дома» потомственного почетного гражданина купца Г. Г. Анзимирова «старинный» список чудотворной Феодоровской иконы, находившейся в Костроме. В 1902 г. на пожертвования Юкина был заложен новый Феодоровский придел Сергиевской ц. вместо прежнего. 24 окт. 1902 г. Р. Т. м. торжественно праздновал 50-летие пребывания в обители чудотворного Феодоровско-Анзимировского образа, прославившегося «благодатными знамениями»; 28 окт. 1904 г. Михайловский еп. Владимир (Благоразумов) совершил великое освящение Феодоровского придела. В эти дни уроженец Рязанской губ. наместник Троице-Сергевой лавры архим. Павел (Глебов; 1827–1904) прислал еп. Владимиру приветственную телеграмму и пожертвовал 100 р. к чтимому образу (Денисов. 1907. С. 18–19, 27; Рязанские ЕВ. 1904. № 22. Отд. офиц. С. 713). Чудотворный Феодоровско-Анзимировский образ с 1946 г. находится в Борисо-Глебском соборе г. Рязани (ГАРО. Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 1801. Л. 6).
В XIX в. многие жители Троицкой слободы обращались к настоятелям Р. Т. м. с просьбой разрешить пребывание Феодоровской иконы в их домах. Обычно после ранней Божественной литургии 2 иеромонаха обходили с иконой те дворы слободы, жители которых просили об этом (Там же. Ф. 869. Оп. 1. Д. 656. Л. 26). С кон. XIX в. в храмах Р. Т. м. также почитался «древний» Владимирский образ Божией Матери, через к-рый, по преданию, в 1885 г. исцелилась Е. В. Тимофеева, а затем и др. прихожане. В том же году на средства крестьянина Н. И. Халтурина этот образ украсили серебряной вызолоченной ризой. К нач. XX в. в обители хранились почитаемые: «Животворящий Крест в киоте, на одной доске написаны Страсти Господни (масляная живопись)», список Киево-Печерской иконы Божией Матери, с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием («венцы и поля обложены серебром и золотом»), образ свт. Николая Чудотворца с избранными святыми, «венцы обложены золотом и серебром (9 венцов)», иконы Божией Матери «Скоропослушница» в резном позолоченном киоте, «в серебряно-позолоченной ризе, головной покров Богородицы унизан крупным жемчугом» (на средства купца Юкина) и «Всех скорбящих Радость» в серебряно-позолоченной ризе, в резном позлащенном киоте (Там же. Ф. 627. Оп. 74–76. Д. 263. Св. 1338).
В Троицком соборе заправым клиросом в сент. 1877 г. был погребен архиеп. Рязанский и Зарайский Иринарх (Попов), управлявший мон-рем и пребывавший в нем на покое. Над местом его упокоения, «в полу храма», была положена медная плита с надписью: «Здесь покоится тело преосвященного Иринарха. Сын священника Курской епархии. Лет жития его было 90. Хиротонисан в епископы 1836 года июня 23 дня. Умер 25 сентября 1877 года» (Добролюбов. 1884. С. 51).
К 1912 г. были отмечены 204 захоронения некрополя Р. Т. м., к-рый при этом пребывал в «состоянии запустения… Доски, кресты, иконы и украшения отсутствуют почти безисключения. Это лишает возможности описать некоторые могилы, интересные по типу памятников» (Любарский. 1915). Здесь были похоронены князья Андрониковы и Вердеревские (5 захоронений, в т. ч. стольника И. И. Вердеревского; на плите над местом его упокоения имелась надпись: «Преставился раб Божий стольник И. И. В., и погребено тело его во обещанном его строении»), представители дворянского рода Дубовицких, рязанский губернатор (1815–1819) И. И. Князев, врач С. Н. Гайгеров, погибший в борьбе с эпидемией сыпного тифа в Тамбовской губ., А. М. Живаго (на памятнике надпись: «Живаго А. М. 1731–1809 гг. Благородное Ряз. Городское общ. согражданину своему за внука его Сергея Афанасьевича, благотворителю общества»), архим. Иоанн (Оболенский; † 1851), кнг. М. И. Кропоткина, фрейлина Мария (памятник с надписью: «Под сим камнем покоится прах грузинской царицы, фрейлины Марии»), Медынцевы, Нарышкины, Орловы, Рюмины и т. д. Здесь же в 1812 г. был погребен архит. М. Ф. Казаков. В 1912 г. в Рязань прибыла юбилейная комиссия Московского архитектурного об-ва, чтобы отдать дань памяти великому зодчему и возложить венок на его могилу. Архитектор-реставратор и краевед С. В. Чугунов писал, что «за отсутствием памятника на Троицком кладбище комиссия не смогла установить место его погребения». В 1914 г., при расширении алтарной части Сергиевской ц. и рытье траншеи для нового фундамента, был обнаружен цинковый гроб с рельефными надписями по бордюрному краю. Останки зодчего были перезахоронены в неск. метрах восточнее алтаря Сергиевского храма, над захоронением поставлен надгробный памятник-обелиск из черного мрамора с надписью: «Здесь покоится прах зодчего Казакова Матвея Федоровича. (1738–1812)» (ГАРО. Ф. 627. Оп. 74–76. Д. 263. Св. 1338; Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 199).
На сев. стороне Р. Т. м., напротив Троицкого собора, стояла 3-ярусная кирпичная колокольня (1697; ныне восстанавливается на сохранившемся фундаменте), возведенная над св. воротами на средства И. И. Вердеревского. Нижний ярус был перекрыт крестовым сводом, державшим 2-й квадратный ярус меньшего размера. Третий ярус — высокий четверик, прорезанный проемами звона и перекрытый 8-дольным куполом с глухим барабаном и главкой. В нач. XX в. на колокольне было 8 колоколов: самый большой 1862 г. весил 258 пудов 33 фунта; во 2-м, полиелейном, отлитом к 15 июля 1905 г., было 68 пудов; один из зазвончиков был приобретен также в 1905 г.; в 1904 г. был произведен полный ремонт колокольни и монастырских храмов. Каменная ограда с 4 угловыми башнями (длинна всего 200 саж.: на вост. стороне — 48 саж., на южной — 52 саж., на западной — 38 саж., на северной —62 саж.) была сооружена также на средства И. И. Вердеревского. В 1904 г. на юж. стороне ограда во всю длину от угловой юго-зап. башни до юго-вост. была значительно поднята кирпичной кладкой; стены выкрашены, крыша на них покрыта железом и окрашена медянкой; с вост. стороны ограды «исстари» находились ворота с изображением на фронтоне прп. Сергия Радонежского, благословляющего иноков обители, а на юж. стороне — новые св. ворота с часовней и с помещением для церковно-приходской школы и для учителя на 1-м этаже; с вост. стороны ограды была «присоединена» земля (6 саж.), к-рая использовалась для посадки овощей (ГАРО. Ф. 627. Оп. 74–76. Д. 263. Св. 1338).
По описи 1763 г. на территории мон-ря стояли 7 келий, в т. ч. 2 каменные братские, «магазин», каменная хлебня, 2 каменные поварни и др. службы; на скотном дворе, огороженном плетнем, держали 6 лошадей, 4 коровы и 20 овец; имелся вишневый сад с 200 деревьями, площадью 2 дес. Во 2-й пол. XIX в. на территории Р. Т. м. росли сосны, ели и даже кедры; для богомольцев существовала гостиница (Там же. Оп. 240. Д. 44. Л. 32; Д. 87. Св. 185. Л. 7; Д. 89. Л. 5). К нач. XX в. в Р. Т. м. находились 2-этажный каменный братский корпус (XVIII в.; отремонтирован в 1905), в к-ром на верхнем этаже размещались покои настоятеля и кельи для братии, на нижнем — также братские кельи; новый 2-этажный каменный корпус (1903) с 10 братскими кельями, трапезной, кухней с подвалом; каменные хозяйственные службы (1903); каменная баня; 2 каменных погреба под одной железной кровлей; деревянный флигель для келий иеромонаха и послушника и сарай-дровник. У св. ворот в 1902 г. построена деревянная гостиница, обитая тесом и крытая железом.
К 1764 г. Р. Т. м. владел вотчинами: с. Бахмачевым в 20 верстах от г. Переяславля Рязанского (206 крестьян и 350 четв. земли), с. Казарь в 20 верстах от г. Переяславля Рязанского в Мещерской стороне Рязанского у. (76 крестьян, 151 четв. земли, 500 копен сенных покосов), с. Девичий Рукав в 360 верстах от г. Переяславля Рязанского в Шацком у. при р. Мокше (342 крестьянина, 642 четв. земли), деревнями Казмолка и Гранки Нижнеломовского у. в 600 верстах от г. Переяславля Рязанского.
В 1764 г. мон-рь был причислен к 3-му классу с содержанием в 806 р. 30 к. После 1801 г. его экономическое положение стало улучшаться: обители отвели 16 дес. 534 кв. саж. близ дер. Ситники Рязанского у. (ныне в черте Рязани), в 1809 г.— Спасскую мельницу, перенесенную на устье р. Павловки, в 1813 г.— 55 дес. 2383 кв. саж. земли близ с. Подвислова Ряжского у. В 1836 г. было отмежевано и отдано во владение монастыря 21 дес. 2037 саж. Строевого леса, 20 дес. 728 саж. дровяного леса, 1 дес. 1170 саж. сенных покосов; в 1859 г., по завещанию губ. секретаря В. М. Садовского, передано 21 дес. пахотной земли близ дер. Ефремовской Пронского у. (Там же. Оп. 74–76. Д. 263. Св. 1338). К сер. XIX в. ежегодный доход монастыря составлял 2832 р. 88 к.: за арендные дачи —1705 р., штатная сумма — 668 р. 58 к.; в процентных билетах Р. Т. м. имел 11 310 р., с к-рых получал проценты в размере 459 р. 30 к.
Во 2-й пол. XIX в. мон-рь владел усадьбой с садом и огородом, где в парниках выращивались овощи и ягоды. Огородную землю обитель сдавала в аренду, средства от нее шли на содержание братии. В одном из документов говорится, что в 1878 г. мон-рь сдавал участок огородной земли крестьянину Шершневу, но когда тот не смог платить, архим. Владимир (Добролюбов) поднял вопрос о расторжении с ним контракта. Однако чтобы начать иск, необходимо было пригласить адвоката, дать ему доверенность и оплачивать его услуги за ведение дела, что материально было затруднительно для мон-ря (Там же. Ф. 869. Оп. 1. Д. 656. Л. 21 об.).
В нач. XX в. близ Р. Т. м. имелось 22 дес. 1198 кв. саж. усадебной и огородной земли; на южной стороне обители находился фруктовый сад (в 1904–1905 пополненный яблонями и др. фруктовыми деревьями вместо сгоревших в 1903) с 2 колодцами; с 1905 г. в монастырском саду находилась пасека на 45 ульев. Обитель владела 16,5 дес. луговой земли близ с. Мервина и дер. Ситники, 21 дес. пахотной земли близ дер. Ефремовской Пронского у., 57 дес. неудобной земли близ с. Подвислова Ряжского у., 3 дес. пахотной земли близ с. Польного Спасского у., 50 дес. соснового леса близ дер. Кельцы Рязанского у. Все земельные участки и мельницу в устье р. Павловки Р. Т. м. сдавал в аренду. На 1906 г. мон-рь имел в вечных вкладах и процентных бумагах 73 542 р. (Там же. Ф. 627. Оп. 74–76. Д. 263. Св. 1338).
По ведомости за 1763 г., в мон-ре числились настоятель-архимандрит, 8 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 7 служителей, 2 капрала, сержант и 6 солдат. С 1764 г. Р. Т. м. с положенными 12 насельниками управляли игумены, с 1797 г.— архимандриты. В 1800–1802 гг. обитель возглавлял архим. Августин (Сахаров). Настоятель (1813–1815) Мелхиседек (Сокольников; 1784–1853), ученик старца иером. Василия (Кишкина), впоследствии возглавлял Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова ставропигиальный мужской монастырь. При нем в Р. Т. м. велось строительство, «возобновление ветхостей» и «украшение церкви» (Там же. Л. 1–3). В 1815–1817 гг. настоятелем был буд. архиеп. Рязанский Гавриил (Городков), в 1825–1827 гг. Илиодор (Чистяков), привлекший в обитель 5 лучших воспитанников Рязанской ДС, в 1828–1829 гг. Гедеон (Вишневский), в 1829–1830 гг. Арсений (Москвин), в 1833–1837 гг. Геннадий (Горнецкий (Горнетский); 1789–1867), благочинный Рязанских обителей, впосл. настоятель Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря, в 1844–1851 гг. Иоанн (Оболенский; † 1851), бывший ректор и профессор богословия Харьковской ДС и Казанской ДА, в 1868–1877 гг. архиеп. Иринарх (Попов), в 1878–1896 гг. архим. Владимир (Добролюбов; 1814–1896), член Рязанского церковно-исторического епархиального комитета, председатель Совета братства св. Василия Рязанского, товарищ председателя, а затем почетный член Рязанской губернской ученой архивной комиссии.
В «Летописи монастыря» имеются записи архим. Владимира о том, как происходил прием в Р. Т. м. нового насельника: 4 авг. 1878 г. архим. Владимир (Добролюбов) был определен указом Синода в эту обитель; 1-ю литургию в мон-ре он служил 15 окт. 1878 г.; в тот же день к нему обратился иеродиак. Елисей с прошением о принятии его в число братии, на что архим. Владимир ответил, что тот будет принят с условием, чтобы «денег не требовал, но довольствовался тем, что из его доходных денег он будет обут, одет и чаем напоен, но затем немедленно будет выслан из монастыря, ежели позволит себе пьянствовать». Архим. Владимир писал, что на нем как на настоятеле лежала большая ответственность не только за общее руководство обителью, но и за духовное состояние каждого насельника. Во время богослужения он наблюдал за братией, а после окончания делал необходимые внушения. Так, 6 окт. 1878 г. он отметил, что на утреню иноки собирались лениво, а читающий канон не делал нужных поклонов при произнесении «воззваний молитвенных», о чем ему и было сделано внушение: «…подобная непристойность и холодность к молению не в первый раз и не у него одного замечена» (Там же. Ф. 869. Оп. 1. Д. 656. Л. 1, 22). В др. раз, когда настоятель указал монашествующим, что они неправильно молятся, и привел в пример мирян, один из послушников ответил, что миряне усердно молятся, т. к. ходят в храм лишь раз в неделю. Архим. Владимир записал в дневнике: «Понятно, что этот послушник смотрит на присутствие в храме, как на работу на прежней барщине. Вот настоятелю надлежит обделывать и удобрять какую ниву!» (Там же. Л. 49 об.).
К нач. XX в. в мон-ре числились настоятель и 20 чел. братии, в т. ч. Казначей-иеромонах и 7 служащих иеромонахов. В 1902 г. в Р. Т. м. из рязанского в честь Преображения Господня (Спасского) мужского монастыря была переведена кафедра викарных Михайловских епископов; 1-м настоятелем мон-ря в сане епископа стал еп. Владимир (Благоразумов), назначенный 5 апр. 1902 г. на Михайловскую кафедру и вступивший в управление обителью в мае 1902 г.
С 26 июля 1911 г. наместником Р. Т. м. был прмч. Василий (Цветков), с 1899 г. служивший в обители сначала в должности ризничего, с 1902 г.— казначея и «за примерночинное поведение и усердные труды» награжденный набедренником; «за благочестную иноческую жизнь и особые труды по должности казначея» ему было преподано благословение Синода с выдачей грамоты; в 1906 г. он перемещен в Пронский в честь Преображения Господня мужской монастырь, через год возвращен в Р. Т. м. и назначен членом хозяйственного совета обители, в 1910 г. утвержден в должности казначея, награжден наперсным крестом, выдаваемым из Синода, в 1912 г. перемещен в астраханский Покрово Болдинский мон-рь (Там же. Ф. 627. Оп. 240. Д. 87. Св. 185).
В авг. 1918 г. настоятель (с 1916) Данковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря архим. Василий (Цветков) писал архиеп. Рязанскому и Зарайскому Иоанну (Смирнову), что «во вторник первой недели Великого поста, во время богослужения, явились в монастырь двое уполномоченных от совета крестьянских депутатов с телеграммой от Рязанского губернского контролера Назарова, в коей совету предписывается произвести опись всего монастырского имущества и капиталов и принять таковое под свой контроль, и затем поместить в монастырь инвалидов и детей сирот убитых и раненых воинов. Депутатами описаны все пр. бумаги, помещения с количеством всех комнат-келий, домашний инвентарь, скот, экипажи, сбруя и весь продовольственный запас. В субботу 10 марта по предписанию Совета К. и Р. деп. отобрана в монастыре пишущая машина, собственность настоятеля, и передана в землеустроительную управу» (Там же. Ф. Р–6775. Оп. 1. Д. 75). 10 дек. 1919 г. постановлением Данковского исполкома все мон-ри уезда были упразднены. 24 дек. началась работа ликвидационной комиссии, в результате к-рой братию выселили из Данковской обители, а иконы и церковную утварь изъяли. С 1920 г. архим. Василий служил в различных сельских храмах Рязанской епархии (Там же. Ф. 1033. Оп. 4. Ст. 3. Д. 20. Св. 3). 26 авг. 1937 г. в с. Ст. Кельцы Скопинского р-на (ныне в черте Скопина) он был арестован и заключен в тюрьму г. Скопина за то, что «за весь период революции вел непримиримую борьбу против Советской власти и партии ВКП(б), направляя свою контрреволюционную деятельность к свержению существующего строя». Дело архим. Василия (Цветкова) рассматривалось органами НКВД; 17 сент. 1937 г. его передали на рассмотрение тройки при УНКВД СССР по Московской обл., к-рая постановлением от 11 окт. 1937 г. приговорила его к расстрелу; 17 окт. Приговор был приведен в исполнение на территории бывшего полигона НКВД СССР близ пос. Бутово Ленинского р-на Московской обл.; там же похоронен в безвестной могиле (Арх. УФСБ по Рязанской обл. Д. 11964). Последним наместником вплоть до закрытия в 1929 г. монастырской Сергиевской ц. был архим. Прокл (Кузнецов; ок. 1873–1942; с 25 сент. 1913 в сане иеромонаха, с 1919 в сане игумена, с 1923 в сане архимандрита).
Сергиевский храм был передан группе верующих 15 апр. 1919 г. Уполномоченные от прихода приняли в пользование все монастырское имущество, заключили договор на право пользования и Свято-Троицкой ц. 6 мая того же года был избран приходский совет из 17 чел.; церковным старостой избрали Т. С. Мурашёва, его помощником — Н. С. Королёва. 21 мая 1919 г. «в целях ограждения церковного имущества» при Р. Т. м. было создано братство по уставу приблизительно крестовской г. Рязани». В соответствии с уставом группа мирян и братии именовалась «Православн-Христианской общиной Троицкого монастыря города Рязани», к-рая решила «заботиться всеми силами и средствами о сохранении молитвенного долга, храмов в исправном состоянии, об украшении и благолепии их, об изыскании средств для отопления, освещения, ремонта храмов и других расходов; о благолепии церковного богослужения, церковном чтении, пении, особенно общенародном, о церковной проповеди в духе Св. Писания» (ГАРО. Ф. Р–6788. Оп. 1. Д. 842). Очевидец и летописец этих событий С. Д. Яхонтов писал по поводу оценки церковных ценностей Р. Т. м.: «По декрету все храмы с их имуществом — суть народное достояние… поступают в распоряжение государства. Они оцениваются и отдаются в арендное пользование верующим. Так что верующие прхожане созидают свой храм, но распоряжаться им не могут; для своего пользования прихожане арендуют его у государства. Оценка производилась самым фантастическим способом с ежегодной надбавочкой». Так, Феодоровская икона Божией Матери из Троицкого собора мон-ря в 1919 г. была оценена в 100 р., а ее вызолоченная риза — в 50 р., икона Божией Матери «Скоропослушница» — в 30 р., икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — в 100 р., чудотворная Феодоровская икона «в изящном резном киоте» из Сергиевской ц.— в 200 р. «Все вещи до медного кадила были регистрированы, составлялись собрания групп, которые и брали на себя аренду с ответственностью за целость вещей с обязательством ремонта и уплаты аренды в назначенный срок. Группа выделяла из себя совет, который был и старостой, и хозяином, а священник только наемник, который приглашался в совет» (ГАРО. Ф. Р–2798. Оп. 1. Д. 98).
Средства содержания общины составлялись из ежегодных членских взносов, добровольных пожертвований и кружечных сборов; управление делами возлагалось на общие собрания — ежемесячные, по итогам года и экстренные; общее собрание избирало Совет общины, к-рый избирал председателя, секретаря, помощника секретаря и казначея. Отец Прокл (Кузнецов) стал подписывать документы: «Наместник монастыря Иеромонах Прокл». 20 мая 1919 г. он был возведен в сан игумена. 19 мая 1919 г. собрание лишило настоятеля права пользования 1/3 братских доходов, определенных Синодом; оно потребовало 2/3 братского дохода распределять между братией, а настоятельскую часть «обращать на нужды храмов монастыря». Только после вмешательства архиеп. Рязанского Иоанна (Смирнова) решение собрания было отменено, и на церковные нужды пошли доходы тарелочные, кружечные, от продажи свечей, просфор и масла (Там же. Ф. Р–6788. Оп. 1. Д. 842).
22 марта 1920 г. в епархиальный совет поступило заявление уполномоченных «от прихожан Троице-Сергиевского храма г. Рязани (бывшего Троицкого монастыря) об организации самостоятельного прихода», основанием которого должны были стать Михайловская слободка и т. н. Монастырка — часть слободы, прилегающая к территории Р. Т. м.; граница между их приходом и приходом Троицкой ц. Новоалександровской слободы г. Рязани была установлена по Рязано-Уральской и Московско-Казанской веткам железной дороги. В штате осталась братия бывш. Мон-ря из 6 иеромонахов, 2 иеродиаконов и монаха в должности сторожа; в штат был включен и свящ. Димитрий Васильевич Эвергетов. Члены нового прихода «настоятельно» просили епархиальный совет утвердить приход Троице-Сергиевской ц. и оформить «документально… на этих же днях пятой недели Св. Великого Поста, дабы прихожане имели возможность 14/27 сего марта праздновать свой храмовый праздник чудотворного образа Федоровския Божией Матери». Документ подписали кроме уполномоченных прихода свящ. Д. Эвергетов и игум. Прокл. 26 марта 1920 г. еп. Михайловский Митрофан (Загорский), временно управлявший Рязанской епархией, утвердил приход.
26 июля 1921 г. архим. Прокл был арестован Рязанской Губчека по обвинению в том, что вместе «со священнослужителями» Д. В. Эвергетовым, А. П. Голубевым, М. В. Толстяковым, И. С. Куминским, А. И. Новоалександровым, К. С. Семёновым и церковным старостой с. Поляны Г. А. Севостьяновым «организовал крестный ход по домам населения прихода с иконой Феодоровской Божией Матери». В течение неск. дней они обошли Рюминскую слободу, села Шумашь, Коростово, Поляны и другие населенные пункты. Архим. Прокл был заключен в тюрьму г. Моршанска, причем ему разрешалось в субботние и воскресные дни участвовать в богослужении в местном соборе. Решением Рязанского губ. ревтрибунала «дело от 12.01.1922 г. производством прекращено в связи с амнистией в честь 4-й годовщины Октябрьской революции» (Арх. УФСБ по Рязанской обл. Д. 9611).
10 апр. 1922 г. в Р. Т. м. было произведено изъятие церковных ценностей: «от прихожан и церковного совета Троицко-Сергиевского храма бывш. Троицкого монастыря» в качестве добровольного пожертвования «в пользу голодающих Поволжья» поступили серебряные: ковчег (8 фунтов в 25 золотников), 2 наперсных креста (1 фунт 25 золотников), 3 архимандричьих креста (более 46 золотников), наперсный с камнями крест (более 14 золотников), 3 лампады с одной цепью (более 1 фунта), кадило с цепью (81 золотник), 3 ковша (72 золотника), дарохранительница (38 золотников), 2 ризы «малого размера» (21 золотник), 7 венчиков (26 золотников), 2 архиерейские митры (более 3 фунтов) и т. д.; всего 30 предметов на 17 фунтов 84 золотника (ГАРО. Ф. Р–497. Оп. 1. Д. 13. Л. 71). 25 апр. 1922 г. в присутствии архим. Прокла, И. И. Абанкина, В. М. Зотова, Л. Н. Карпова и Ф. П. Шапошника были изъяты 4 потира (11 фунтов 17 золотников), 4 лампады, кадило, архимандричий крест и 2 цепочки (3 фунта 4 золотника), 19 серебряных риз «с малых икон» (12 фунтов), «угольники от Евангелий», серебряная водосвятная чаша (4 фунта 53 золотника) и проч., всего — 1 пуд 13 фунтов 38 золотников. В 1924 г. на территорию бывш. мон-ря проникли воры и украли то, что еще оставалось в храме (Там же. Л. 102–103).
16 авг. 1923 г. был принят новый устав «Троице-Сергиевского коллектива верующих при Троице-Сергиевском храме Рязани», к-рый не отличался от прежнего ничем, кроме одного пункта: община «назначает служителей культа для совершения религиозных обрядов». Настоятелем Троице-Сергиевской ц. в тот период был прот. Филипп Павлович Стенькинский, 2-м священником — о. Димитрий Эвергетов. 24 июня 1923 г. собрание верующих постановило: «Считать для каждого члена коллектива нравственным долгом фактически помогать как по содержанию храма, так и по ремонту»; однако Комиссия Рязанского губернского административного отдела, обследовавшая церковные здания, нашла их «в неудовлетворительном состоянии», т. к. ремонт не производился с 1911 г. В 1925 г. была составлена новая опись церковного имущества, в к-рой Феодоровская икона из Свято-Троицкого собора «в резном золоченом киоте» была оценена в 80 р., как и одноименная чудотворная икона из Сергиевской ц.; икона Божией Матери «Скоропослушница» —в 40 р.; икона «Всех скорбящих Радость» — в 60 р., Тихвинская икона в медной ризе — в 40 р.; Казанская икона в медной ризе — в 10 р.; Боголюбская икона без ризы — в 30 р.
30 окт. 1929 г. Рязанский окрисполком поспешно принял постановление о закрытии летней Свято-Троицкой ц. «под ссыпку и хранение в таковом хлебных грузов» (Там же. Ф. Р–6. Оп. 1. Д. 199). Имущество собора по акту от 14 июля 1931 г. было передано в госфонд (в т. ч. икона Божией Матери «Скоропослушница» и образ Божией Матери без названия). Архим. Прокл вторично арестован 19 янв. 1936 г. 4 апр. 1936 г. за «участие в контрреволюционной группе церковников» приговорен к ссылке сроком на 5 лет. Скончался в 1942 г. в Рязани (Арх. УФСБ по Рязанской обл. Д. 9611).
В 1931 г. горсовет принял решение об использовании церкви бывшего мон-ря под столовую артели им. И. В. Сталина. В том же году все памятники и кресты некрополя мон-ря, как и др. кладбищ, были сосчитаны; вскоре Рязанский горсовет принял постановление о создании Комиссии по реализации памятников и крестов, находящихся на всех рязанских кладбищах; в 1934–1935 гг. захоронения на кладбище Р. Т. м. были запрещены. В 1936 г. часовня у ограды мон-ря была передана паровозному депо ст. Рязань-I, чтобы ее разобрали, а кирпич использовали для постройки домов для рабочих-стахановцев. В 1938 г. было разрешено использовать незарегистрированные надгробия некрополя Р. Т. м. для устройства бортового камня. В 1940 г. было окончательно «закрыто молитвенное здание на Огородной улице», т. е. церковь бывш. мон-ря, а улица переименована в честь 1 Мая. В том же году Рязанский облисполком передал территорию Р. Т. м. с постройками под обл. учебный комбинат «Трансэнергокадры». 13 марта 1941 г. кладбище мон-ря было ликвидировано. В нач. 70-х гг. XX в. территорию юго-вост. части некрополя занял завод автомобильной аппаратуры, при строительстве к-рого были снесены южная и восточная башни и вост. часть ограды. До 1994 г. Сергиевскую ц. занимала автошкола, настоятельский и братский корпуса до 2001 г. использовались под жилье рабочих Рязаньгражданжилстроя.
В 1994 г. в здания Р. Т. м. переехало Рязанское ДУ. В 1995 г. архиеп. Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) освятил Иоанно-Предтеченский придел, а затем и главный престол Сергиевской ц.
25 дек. 1995 г. указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) Р. Т. м. был открыт. В 1997 г. в его пользование переданы Свято-Троицкий собор, Сергиевская ц. и часовня. В 1998 г. по благословению архиеп. Симона в мон-рь перенесены обретенные 18 июня 1998 г. в Архангельском соборе Рязанского кремля мощи свт. Феодорита, сщмч. Мисаила и свт. Мелетия Рязанских, а в дек. 1999 г.— мощи свт. Гавриила (Городкова), обретенные 26 окт. 1999 г. в бывшем льговском Успенском монастыре (ныне ИТУ МВД). 11 сент. 2004 г. мощи святителей Гавриила и Мелетия крестным ходом через весь город перенесены в кафедральный собор Рождества Христова.
К кон. 2020 г. на территории монастыря имелись Троицкий собор (освящен 16 июня 2000 митр. Рязанским Симоном), Сергиевская ц. с приделами в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора св. Иоанна Предтечи (освящена в 2000), надвратная ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и во имя святых Петра и Февронии Муромских (освящена в 2000), 3 кирпичных корпуса (2-этажный настоятельский с трапезной, 2-этажный братский с гостиницей и для трудников). В 2012 г. восстановлена ограда, в 2014–2015 гг. проведена комплексная реставрация Сергиевской ц., с марта 2017 г. ведутся археологические исследования и реставрационные работы в Троицком соборе. В февр. 2000 г. открыта б-ка, с 2004/05 уч. г. для взрослых прихожан действуют курсы «Основы Православия», работает детская воскресная школа; организована паломническая служба. Р. Т. м. имеет 2 подворья: ц. свт. Василия Рязанского в 6-м микрорайоне Дашково-Песочня; Иоанно-Богословскую ц. в с. Плахине Захаровского р-на Рязанской обл. В с. Екимовка Рязанского р-на и обл. располагается хозяйственный двор. В нояб. 2020 г. в мон-ре проживали 15 насельников, в т. ч. архим. Андрей (Крехов) и 4 иеромонаха.